В России происходит трансформация экономической и хозяйственной сферы: деньги из формы учёта и контроля превратились в форму измерения капитала, изменились отношения собственности, природная рента стала важнейшим источником первоначального накопления. Стихийно складывающиеся на рынке цены объектов окружающей среды, без учёта социальной и экологической составляющей, стали давать искаженные сигналы о ценности ресурсов окружающей среды, в первую очередь, ресурсов общего пользования. В результате основные механизмы рыночного регулирования стали приобретать антиэкологическую направленность.
В связи с этим назрела необходимость включения экологической составляющей в оценки ресурсов и объектов окружающей среды, чтобы рыночные механизмы стали экологически ориентированными. Без этого неизбежны стратегические и тактические ошибки в управлении на всех уровнях территориальной организации, в природоохранной деятельности, просчёты при проведении инвестиционной и налоговой политики.
Нашими специалистами на территории Калужской области был реализован пилотный проект по денежной оценке ресурсов окружающей среды на основе современных международных методик, рекомендованных ООН. Проект включил в себя:
Описание ресурсов окружающей среды Калужской области. Основное внимание было сосредоточено на ресурсах, имеющих антропогенную ценность, и на показателях прошлого и текущего использования ресурсов для социально-экономической устойчивости области.
Данные о налогообложении ресурсов окружающей среды в Калужской области, включая платежи за потребление ресурсов и за загрязнение окружающей среды.
Результаты практической денежной оценки ресурсов окружающей среды в Дзержинском районе Калужской области (водные, лесные, рекреационные, минеральные ресурсы).
Анализ эффективности существующей системы налогообложения ресурсов окружающей среды.
Предложения по налогообложению ресурсов окружающей среды в Калужской области.
Результаты выполненного проекта нашли широкое применение в территориальном управлении региона, они были использованы для:
определения экологической составляющей внутреннего продукта, тем самым создав новую информационную основу для координации общей экономической политики в направлении максимизации экологически откорректированного показателя (рассчитанного с учётом использования ресурсов окружающей среды);
определения влияния потребления основных ресурсов окружающей среды и природоохранных мероприятий на характер их использования (устойчивое или неустойчивое) и на конечную ценность их запасов, что дало возможность корректировать текущую природоохранную политику в соответствии с целями устойчивого использования экологического капитала территории;
интегрирования экологического фактора в общую стратегию социально-экономического и политического развития области, поскольку оценка экологических воздействий в денежной форме даёт возможность определить роль экологических активов в формировании и направлении денежных потоков экономики региона.