Институт Устойчивых Инноваций

Планы управления и развития ООПТ

Особо охраняемые природные территории создаются с целью сохранения уникальных биологических видов и природных комплексов, сохраняя тем самым значимую часть природного капитала стран и регионов. Однако многие ООПТ слабо интегрированы в социально-экономический контекст территорий, где они размещаются: налицо конфликты с местным населением и бизнес-структурами, деструктивное поведение местных жителей относительно режимов функционирования ООПТ. Ошибки в зонировании, неправильное определение статуса зон с учетом осуществляемой социальной и экономической деятельности, отсутствие соответствующего инфраструктурного обустройства – таков далеко не полный перечень проблем, с которыми ежедневно сталкивается менеджмент ООПТ. Также недостаточный учет  потоков экосистемных услуг  при планировании создания и развития ООПТ существенно снижает эффективность мер по восстановлению экосистем.

Для полноценного функционирования ООПТ с пользой для всех заинтересованных сторон для ряда ООПТ федерального и регионального значения ("Быстринский", "Сочинский", "Плещеево озеро" и др.) разработаны планы и проекты развития, в основу которых положены экономические оценки природных ресурсов и экосистемных услуг, которые позволяют выявить настоящие и возможные источники поддержания их потоков. Определение целей, укрепление инфраструктуры, привлечение и эффективное использование инвестиций рассматривались в качестве важнейших элементов такого подхода. Для эффективного планирования использовались геоинформационные технологии; разработанные с их помощью «управленческие» карты-схемы позволили найти эффективные плановые и проектные  решения с учетом географических особенностей территорий.

Планирование и проектирование развития территорий, восстановление природных комплексов и создание экологической инфраструктуры позволило повысить ценность экосистемных услуг ООПТ с соблюдением установленного режима экологических ограничений и поддержанием потока экосистемных услуг. Так в заповедниках федерального значения, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, на основании оценки экономической ценности экосистемных услуг была создана новая инфраструктура с учетом их особенностей: в одном — для снижения рекреационной нагрузки на природные комплексы (включая: обустройство туристических троп, и инфраструктурных объектов,  очистка водоемов от захламления); в другом — для привлечения посетителей и охраны территории от нелегального использования.